| |||||||||||||||
![]() |
![]() |
Абхаса Чайтанья (от санскр. абхаса — отражение, и чайтанья — дух, сознание) — Дух, творящий миры и все сущее из Самого Себя посредством излучения, эманации.
Абхинивеша — глубокая привязанность к материальному, инстинктивное влечение к жизни, боязнь страдания, страх смерти; подсознательные привычки, сохранившиеся с прошлых жизней.
Аватара (санскр. — нисхождение) — воплощение божества на земле, в теле смертного человека.
Авидья (санскр. — неведение) — ложное понимание природы реальности, считающееся в индуизме первопричиной изменчивого и тягостного пребывания человека в сансаре — кругу перевоплощений.
Агама (санскр. — пришедшее знание) — индуистские священные писания, которые наряду с Ведами почитают как шрути (откровение). В Агамах устами Богов излагаются вопросы ритуала, йоги и устройства храмов.
Адепт (от лат. adeptus — достигший), посвященный в тайны какого-либо учения и его ревностный приверженец.
Аджна (санскр. — распоряжение, намерение-воля) — двухлепестковая чакра (лотос), известная также как «третий глаз»; психический центр в межбровье, управляющий динамическим умом, волей, видением, ментальными образами.
Айшварья (от санскр. ишвар — верховная власть, господство над...) — действенность воли, влияющей на предметы или события без помощи физических средств. Человек, достигший могущества управлять событиями, властью, богатством и всеми предметами желания.
Акаша (санскр.) — эфир, как одна из пяти материальных первостихий. Изначальная субстанция, сверхчувственная духовная сущность, тонкий первоэлемент, при последовательном сгущении которого возникают все четыре элемента материальной вселенной. Поскольку акаша потенциально содержит в себе все материальное, она считается вместилищем информации обо всем, что было, есть и будет.
Алакшья (санскр.) — невидимый, неприметный.
Аллахабад (до XVII в. Праяг) — город в штате Уттар-Прадеш, у слияния священных рек Ганг, Джамна и Сарасвати. Религиозный центр индуизма, где испокон веков проводится кумбхамела (см.).
Ананда (санскр. — блаженство) — чистая радость, духовный экстаз божественного сознания или духовного переживания.
Анандамайя коша (санскр. — оболочка блаженства) — интуитивно-сверхсознательная оболочка; тело самой души, тело Света, причинное тело; то, что содержит все потенциальные способности и эволюционирует через все воплощения.
Анандатва (от санскр. ананда — блаженство и тва — ты, твой) — индивидуальное наслаждение, отличающееся от истинного блаженства.
Анахата (санскр. — беззвучный) — двенадцатилепестковая чакра (лотос), психический центр, расположенный в области сердца.
Анима (санскр. — тонкость) — одна из мистических сил сиддхи, или айшварий (см.); умение становиться меньше самого малого, снижение физической массы и плотности по желанию.
Анна (от санскр. аннам — вещество, пища) — пища, еда, рис; грубая зримая материя; просто субстанция или существо.
Аннамайя коша (санскр. — оболочка пищи) — физическое тело, также называемое стхулашарира (грубое тело); самая грубая из оболочек, но обязательная для эволюции и самореализации, так как только в ней могут полностью функционировать все 14 чакр.
Ану (санскр. — атом) — элементарная частица, индивидуальная душа, индивидуальное живое существо.
Апарокшаджняна (от санскр. апарокша — прямой и джняна — знание) — прямое, непосредственное восприятие.
Апти (санскр.) — достигать, получать, создавать.
Артха (санскр. — цель, выгода, польза, богатство) — экономическое благополучие, которое следует за мирской религиозностью (дхармой) и составляет основу для удовлетворения чувств.
Асана (санскр. — сидение, поза) — в йоге поза, принимаемая для выполнения упражнения, способствующая занятиям пранаямой и сосредоточением.
Асат (санскр.) — противоположность Сат (см.), т. е. не истинно-сущее, не истинное, не-бытие, не-существование, ничто.
Асмита (от санскр. асми — я есть) — эгоизм, самость; ложное мировоззрение, вызванное отождествлением себя с телом; мышление в рамках концепции «я» и «мое».
Астральный мир — сфера эмоций, страстей и желаний; тонкий план существования, охватывающий диапазон сознания от вишуддха-чакры в горле до патала-чакры в подошвах ног. Включает в себя: высший астральный план (махарлоку — план равновесия); средний астральный план (сварлоку — небесный план); низший астральный план (бхуварлоку — план атмосферы); субастральный план (нарака), семь адских сфер, соответствующих семи чакрам ниже основания позвоночника.
Атмаджняна (от санскр. атма — жизнь, сущность и джняна — познание) — самопознание, познание высшего Духа.
Аум (Ом) — мистический слог, открывающий большинство индуистских священных писаний; изначальный звук, символ Абсолюта, из которого произошла вся вселенная, источник всех звуков и сущность Вед; первичная мантра (см.), Пранава (см.), священный слог, символизирующий Брахмана (см.).
Ахамкара (от санскр. ахам — я и кара — создающий) — самосознание, ментальная способность индивидуализации, создающая ощущение двойственности и отдельности, идею «я» и заставляющая порабощенное материей живое существо отождествлять себя с телом.
Ашрам (от санскр. шрам — напрягать силы, т. е. место стараний) — отшельнический скит, дом и учебный центр какого-либо гуру, аскета или святого, часто с помещениями для учеников.
Бабаджи (род. во II в.) — один из самых известных сиддха-йогов, то есть постигших все айшварьи (см.), который обрел кайя-сиддхи (силу вечности) и трансформировал свое тело из физического в духовное, реализовав бессмертие. Он жив поныне и, согласно классификации священных писаний, именуется Махаватара. В VIII в. посвятил в йогу самого Шанкару (см.) и знаменитого святого Кабира. Главным учеником Бабаджи в XIX веке был Лахири Махасая, который, в свою очередь, был гуру Шри Юктешвара. Таким образом, Бабаджи является парамгуру (см.) автора настоящей книги.
Бодхгая — город в штате Бихар, место просветления Будды Шакьямуни под деревом Бодхи. В Бодхгая сосредоточены монастыри, храмы и духовные миссии всех национальных форм и отдельных школ буддизма. Они расположены вокруг главной святыни — дерева Просветления Бодхи. Бодхгая является центром паломничества, одним из четырех самых священных мест мирового буддизма.
Брахма — один из трех высших богов индуистского пантеона, Бог-создатель, творец вселенной и всего сущего. Обычно изображается четырехликим, четырехруким, восседающим на лебеде.
Брахман (от санскр. брих — распространяться, возрастать, увеличиваться) — безличная абсолютная реальность, основа всего сущего, постигая которую человек достигает совершенства и освобождения.
Брахман — представитель высшей, жреческой варны, или касты.
Брахмарандхра (санскр. — врата Брахмана) — едва заметное отверстие на макушке головы, связанное посредством сушумны с сердцем. Через него достигший совершенства йог осознанно покидает тело в момент смерти.
Буддхи (от санскр. будх — будить, пробуждаться) — состояние сознательной деятельности мыслящего и различающего ума, интеллекта, способного к различению, суждению, пониманию, самодисциплине.
«Бхагавадгита» (Песнь Господа) — религиозно-философская поэма, входящая в шестую книгу «Махабхараты», один из главных текстов древней индуистской литературы; сложилась на исходе первого тысячелетия до н. э.
Бхакти (санскр. — причастность, преданность, служение) — одно из центральных понятий в индуизме, подразумевающее безраздельное и всепоглощающее служение Богу.
Бхакти-йога (санскр. — союз через преданность) — единение с Богом посредством любви и преданного служения. Включает практику благочестия, поклонения, молитвы, пения гимнов и мантр с целью пробудить любовь в сердце и открыть себя милости Бога.
Бхога (санскр.) — удовольствие, наслаждение.
Бхокта (санскр. — наслаждающийся, обладатель) — субъект опыта или наслаждения.
Бхувана (санскр.) — становление, мир.
Бхуварлока — низший астральный план, план атмосферы, противовес и тонкий двойник физического; соотносится со свадхистхана-чакрой.
Бхулока (от санскр. бху — быть и бхуми — земля) — земной мир, физический план бытия, воспринимаемый пятью чувствами, иначе называемый грубым планом, поскольку это наиболее плотный из миров; соотносится с муладхара-чакрой.
Бэкон Фрэнсис (1561—1626) — английский философ, лорд-канцлер при короле Якове I. Провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой.
Вайшнавы — поклонники Вишну, одного из божеств индуистской Троицы: Брахма, Вишну, Шива — вершины индуистского пантеона богов. Вишну — великий охранитель мироздания.
Васа (санскр.) – подчинение своей воле.
Васана (от санскр. вас — остаток) — подспудные наклонности и привычки, которые окрашивают и мотивируют отношение человека к жизни, его стремления и действия.
Вашитва (санскр. — самообладание, власть) — одна из мистических сил сиддхи, или айшварий (см.); способность подчинять своей воле любые существа и управлять ими.
Викрамадитья — индийский царь, одержавший победу над скифами, в ознаменование чего в Северной Индии было принято летосчисление с эры Викрама, начинающееся с 58-57 гг. до н. э.
Випра — просвещенный, просветленный.
Виратвам (от санскр. вира — герой) — героический человек.
Вирья — динамическая и духовная сила, энергия, бодрость, энтузиазм; энергия божественного темперамента.
Вишая — то, что можно воспринять чувствами, объект восприятия или наслаждения.
Вишуддха (санскр. — чистый, безупречный) — шестнадцатилепестковая чакра (лотос); психический центр в области горла.
Вьома — эфир, а также небо, небеса.
Галилео Галилей (1564—1642) — великий итальянский астроном, физик, механик и один из основоположников естествознания, поэт. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции.
Ганг (Ганга) — великая священная река Индии, берущая начало в Гималаях. Согласно пуранической легенде, эта река ниспадает с небес, и, чтобы земля могла выдержать силу мощного потока, Господь Шива подставил под него свою голову. Поэтому богиню Ганга часто изображают сидящей на голове (в волосах) Шивы.
Гарима — одна из мистических сил сиддхи, или айшварий (см.); способность по желанию увеличивать вес.
Гилберт Уильям (1544—1603) — английский физик и врач. Впервые последовательно рассмотрел магнитные и многие электрические явления.
Грей Стефен (1666—1736) — английский физик. В 1729 г. открыл явление электропроводности; первым разделил все вещества на проводники и непроводники электричества.
Грихастха-ашрама (от санскр. грихастха — домохозяин и шрам —напрягать силы) — домохозяин, вторая ступень в законе четырех стадий жизни. Закончив период ученичества и совершив обряд возвращения домой, дваждырожденный должен был вступить в брак, считавшийся религиозной необходимостью и социальной обязанностью. Стадия домохозяина рассматривалась как центр и основа всей социальной структуры.
Гуна (санскр. — нить, слой, вариант) — качество, свойство, составная часть природы (пракрити). Согласно древнеиндийской философии, все развитие в природе проходит через три стадии, соответствующие трем гунам — трем основным качественные нитям, из которых сплетается вся ткань природы: тамас — инертность, косность, тупость; раджас — энергия, пыл, движение; саттва — ясность, прозрачность, гармония. Если гуны полностью уравновешены, то всякое проявление прекращается и наступает растворение, переход природы в потенциальное состояние. Когда же равновесие нарушается, начинается процесс проявления.
Гуру (от санскр. гур — взращивать, поднимать; гу — мрак и ру — тот, кто разгоняет, т. е. рассеивающий мрак) — учитель, наставник.
Гурудэва (от санскр. гуру и дэва — божество) — Божественный Учитель.
Дайва — Брахман, контролирующий все существа и назначающий им обязанности; рок, судьба, контролирующая сила.
Дасамадвара (санскр. — десятые врата) — основание брахмарандхры (см.).
Двеша (санскр.) — гнев, ненависть, отвращение, отталкивание, антипатия; неприятие страданий и их причин.
Двиджа (санскр. — дваждырожденный) — в древнеиндийском обществе человек, потомок ариев, принадлежавший к первой варне (касте), т. е. к брахманам. Вторым рождением для него считался обряд посвящения (упанаяна). В более поздние времена к этому посвящению были допущены также кшатрии и вайшьи.
Деша — место, пространство, страна.
Джаганнатх — Владыка Мира, воплощение Кришны в кали-югу. Самый большой храм Господа Джаганнатха находится в городе Пури, штат Орисса.
Джамна — священная река, берущая начало в Гималаях, самый длинный приток Ганга; их слияние происходит недалеко от Аллахабада.
Джи — суффикс, выражающий дань уважения; употребляется в прямом обращении, например: свамиджи, гуруджи, Шри Юктешварджи. См. в кн.: Парамаханса Йогананда. Автобиография йога. Цит. изд. с. 108.
Джива (от санскр. джив — жить, быть живым) — живое существо, индивидуальная душа в ее воплощенном состоянии.
Дживанмукта (санскр. — вживе освободившийся) — свободная душа, состояние святого, при жизни полностью освободившегося от желаний и следов былой кармы.
Джняна (от санскр. слова гьяна, которое вошло в русскоязычную традицию как джняна) — знание, мудрость, непосредственное духовное осознание высшего Бытия.
Джнянаиндрии (санскр.) — пять внутренних органов восприятия: чувства зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.
Джнянаватара (санскр. — воплощение мудрости) — титул Шри Юктешвара Гири. Происходит от санскр. джняна (см.) и аватара (см.).
Джнянамайя коша (от санскр. джнянамайя — полный знания и коша — оболочка) — оболочка познания. Ментальный, или интуитивно-сознательный слой души, ментальное тело. Содержит высшее мышление, виджняну — понимание, знание, прямое познание, мудрость, интуицию и творчество.
Дрэббел Корнелиус (1572—1633) — голландский изобретатель, естествоиспытатель и алхимик. Изобрел часы с постоянным ходом, многоместную подводную лодку. Совершенствуя устройство для шлифовки линз, в 1619 г. изобрел световой микроскоп из двух двояковыпуклых линз.
Дхарма (от санскр. корня дхар — держать, поддерживать) — букв. «то, на чем держится» (мир или общество), основа, долг, закон. Высший закон мироздания и нравственный кодекс для любого члена общества.
Дэвата (санскр. — божество) — в мифологии индуизма божество, существо божественной природы.
Инволюция (от лат. involutio — свертывание) — обратное развитие, упрощение, процесс, противоположный эволюции.
Интерполяция (от лат. interpolatio — изменение, переделка) — изменение первоначального текста; вставка переписчиком или переводчиком в текст слов или фраз, отсутствовавших в оригинале.
Иордан — река на Ближнем Востоке, впадающая в Мертвое море; почитается священной, поскольку в ней принял крещение от св. Иоанна Крестителя сам Иисус Христос.
Иша (от санскр. Иш — Властитель, Владыка, Распоряжающийся) — Господь, Владыка всего, Высший, Властелин. Иша и производное от него Ишана — древнейшие имена Бога Шивы, встречающиеся в Ригведе.
Ишитва — одна из мистических сил сиддхи, или айшварий (см.); совершенный контроль над силами природы и всем творением; управление ими волей, действующей не через мысль, а через сердце (читту).
Кайвалья (санскр. — абсолютное единство, освобождение) — трансцендентное состояние совершенного, конечного освобождения через абсолютное единство с Богом.
Кайвалья даршана (от санскр. кайвалья — единство, освобождение и даршана — духовное видение) — созерцание конечной Истины.
Кала (санскр. — от корня, означающего вращение, ср. русское «коло») — время, рок; цикл. В индуизме время издревле метафорически описывается в виде «колеса времени» (калачакра).
Кали (санскр. — черная) — низший уровень сознания человека, соответствующий касте шудра (см.).
Кали-юга (санскр. — темная эпоха, или железный век) — в мифологической хронологии последний и самый мрачный период в цикле из четырех юг, то есть космических эпох, через которые проходит мир.
Кама (санскр.) — желание, чувственная страсть, наслаждение, вожделение, мирские удовольствия, привязанность к существованию. Также имя бога страсти.
Карма (санскр. — поступок, деяние) — одно из основных понятий индийской религии и философии, закон причинно-следственной зависимости. В широком смысле — общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле — влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.
Кармаиндрии — действующие органы, или инструменты, сознания: органы манипуляции (руки), локомоции (ноги), говорения (рот), выделения и размножения.
Касты (хинди — варны) — в странах Востока обособленные общественные группы, связанные происхождением и общественным положением своих членов. Первоначально — система четырех наследственных классов, на которые делилось население Древней Индии: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, т. е. потомки Брахмы, воины, торговцы и низшая каста земледельцев.
Кеплер Иоганн (1571—1630) — великий немецкий астроном. Открыл законы движения планет (законы Кеплера); заложил основы теории затмений; изобрел телескоп с двояковыпуклыми линзами в объективе и окуляре.
Коша (санскр. — оболочка, сумка, ножны) — оболочка души. Имеется пять таких концентрических оболочек, или тел, через которые душа действует одновременно на различных планах бытия: оболочка блаженства, интеллекта, ума, праны и физического тела.
Куллука Бхатта (XV в.) — автор одного из самых популярных из сохранившихся комментариев к «Ману-смрити» — так называемым «Законам Ману», или иначе «Манава-дхарма-шастре», или «Ману-самхите».
Кумбхамела (санскр. — «праздник сосуда») — празднество, справляемое раз в 12 лет при определенных астрономических обстоятельствах в нескольких священных городах Индии; связано с мифом о пахтании океана, при котором из вод явился сосуд (кумбха) с амритой — напитком бессмертия. Сначала сосуд был захвачен асурами — «демонами», но затем похищен у них сыном Индры Джаянтой, принявшим облик птицы (по другим источникам, это был Вишну); 12 дней (а у богов один день равняется 12 земным годам) летел он, преследуемый асурами, и опускался отдохнуть поочередно в Праяге, Хардваре, Насике и Удджаини. Амрита из кувшина выплескивалась, и то место, куда она падала, становилось священным. Особенно много ее расплескалось недалеко от Насика, в Трембакешваре, где состоялась битва между богами и асурами за амриту. Красота же Праяга настолько очаровала божество-птицу, что Он (Бог) сделал там остановку для отдыха и ночлега.
Эти города, освященные прикосновением к их земле сосуда с амритой, стали тиртхами, то есть святыми местами паломничества, а те кто его совершал, обретал духовное бессмертие. Кумбхамела справляется поочередно в каждом из них, но самая торжественная, собирающая по нескольку десятков миллионов паломников, празднуется в Праяге (Аллахабаде) один раз в 144 года. Последняя такая мела проходила в 2001 году.
Кутастха Чайтанья (от санскр. кутастха — некто на вершине и чайтанья — дух, сознание) — синоним Брахмана (см.). Абсолютное, неизменное сознание, которое знает равно себя и других, ибо пребывает во всех без исключения творениях от Брахмы до муравья, сияет, как Атма, и живет, как свидетель.
Кшатрии (от санскр. кшатра — господство, власть) — представители второй по статусу варны, или касты, в Древней Индии; их дхармой (см.) была охрана подданных, война и управление.
Кшити (санскр.) — земля, место пребывания.
Лагхима (санскр. — легкость, невесомость) — одна из восьми мистических сил сиддхи, или айшварий (см.); способность делать тело легким, произвольно уменьшая вес; левитация.
Лагху — легкий, маленький; красивый.
Лахири Махасая из Бенареса (1828—1895) — главный ученик бессмертного Учителя человечества Махаватары Бабаджи. В XIX в. возродил древнюю науку крия-йоги (науку пробуждения и подъема кундалини), созданную самим Бабаджи. Святостью и величием своей жизни Лахири Махасая показал, что в наш век постичь высшие истины Духа может не только отреченный от мира монах, но и обычный домохозяин, практикующий йогу. Лахири Махасая — гуру Шри Юктешвара Гири, автора настоящей книги.
Лингашарира — тонкое тело, которое частично активизируется во время сна и создает свой собственный мир. Состоит из трех оболочек: интеллекта, ума и жизненной энергии.
Лока (от санскр. лок — сиять, быть ярким, видимым) — область, мир, сфера, план существования. Каждая лока отражает определенный диапазон сознания.
Майя (санскр. — иллюзия, обман) — иллюзорность бытия как одно из ключевых понятий, с помощью которых осмысливается вселенная. Также космическая сила, делающая возможным феноменальное существование и, следовательно, восприятие. В адвайта-веданте — понятие, обозначающее все, что подвержено изменению, что имеет начало и конец.
Манава (санскр.) — произошедший от ману — человека; также земля Древней Индии; кальпа, цикл.
Манана (от санскр. ман — думать) — ментальный процесс, размышление; медитация о вечных добродетелях.
Манас (санскр. — ум) — низший, инстинктивный, эмпирический ум, мыслительная способность человека, сфера желаний и управитель органов чувств и действия; чувственный, ощущающий ум.
Манипура (от санскр. маниша — рассуждение, ум; пур — наполнение, удовлетворение; пури — город, крепость) — наслаждение умственной силой. Десятилепестковая чакра, психоэнергетический центр в области солнечного сплетения; связан с силой воли.
Маномайя коша (от санскр. манас — мысль, воля, желание) — низшее астральное тело, слой ума, инстинктивно-интеллектуальный аспект обыденного мышления, желаний и эмоций. Формируется по мере развития физического тела и отбрасывается во внутренних мирах перед перерождением.
Мантра (от санскр. ман — мнить, полагать и тра — инструмент мысли) — чистая звуковая вибрация, сакральный, священный слог, имя или мистическая формула, наделенные особой энергией. Универсальной мантрой индуизма является Аум (см.).
Ману (санскр. — обладатель разума) — мыслитель, ментальное существо, человек. В ведической и индуистской мифологии древний мудрец, родоначальник человеческого рода. Четверо ману (манавов) — духовные отцы каждого человеческого ума и тела.
«Ману-самхита», или «Ману-смрити», или «Манава-дхарма-шастра» (санскр. — книга закона мудреца Ману) — так называемые «Законы Ману», энциклопедический трактат (из 2685 стихов) по индуистскому праву. Составлен около 600 г. до н. э. и считается произведением Ману текущего мирового периода (манвантары). В первых главах повествуется о сотворении мира и законе кармы (см.). Основная часть излагает дхармы (см.) представителей четырех основных каст (см.): брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Содержит также наставления об управлении государством и по судопроизводству.
Махаватара (от санскр. маха — великий и аватара — нисхождение) — великое воплощение Божественного духа на земле, в теле смертного человека.
Махараджа (санскр. — великий царь) — титул, часто добавляемый к именам особо выдающихся духовных личностей.
Махарлока (от санскр. махас — величие, мощь, слава) — план величия и равновесия; четвертый из семи высших миров, синоним дэвалоки (мира богов), высшего астрального плана, которому соответствует анахата-чакра в тонком теле.
Махасунья (от санскр. маха — великий и шунья — пустота) — великая пустота, великий вакуум.
Махат (санскр. — величие, сила) — первый принцип всемирного разума и сознания. В пуранической философии — первый продукт первоприроды; создатель манаса (мыслящего принципа) и ахамкары (см.).
Махаттвам (от санскр. махат — величие, сила) — великий человек.
Махима (санскр. — огромность) — одна из восьми мистических сил сиддхи, или айшварий (см.); способность произвольно увеличивать физическую массу и плотность, становиться бесконечно большим.
Муладхара (санскр. — корень, основание сосуда) — четырехлепестковая чакра (лотос), расположенная в области основания позвоночника; центр физического сознания.
Нидидхьясана — неподвижное созерцание, полное погружение и концентрация ума на объекте.
Нирвикальпа самадхи — второй уровень самадхи, отождествление с высшим Я, в котором трансцендируются все состояния сознания и переживается Абсолютная Реальность вне времени. В результате происходит полная трансформация сознания.
Нияма (санскр.) — самоочищение посредством дисциплины, регулирование нравственных привычек, характерных черт и качеств; сдерживание, ограничение, обет, твердое правило.
Ньютон Исаак (1643—1727) — один из основоположников современной физики, сформулировал основные законы механики. Открыл закон всемирного тяготения.
Парабрахма (санскр. — за пределами Брахмы) — трансцендентный беспредельный Бог, Абсолют, реальность, лишенная атрибутов, вне времени, пространства и формы.
Парамартха — высшая цель, высочайшая духовная истина; сущностный, неотъемлемый факт.
Парамгуру (санскр. — учитель по ту сторону) — учитель учителя.
Парикшит — легендарный раджа, царь Хастинапуры, наследник Юдхиштхиры. С его царствования началась кали-юга.
Парокшаджняна (от санскр. парокша — то, что не может быть воспринято непосредственно) — косвенное, непрямое, интеллектуальное понимание истины.
Патала (санскр. — падшая, или грешная, область) — седьмая чакра ниже муладхары с центром в подошвах стоп. Это также название семи нижних миров заблуждения (иллюзии) и мрака, подсознательного земного плана, источника зависти, ненависти, ревности, уныния и т. п.
Патра (санскр.) — получатель.
Помазание — ритуальное омовение, окропление, смазывание освященным маслом для ниспослания на верующего божественной благодати. Сакральный акт передачи благодатной энергии в процессе посвящения.
Правартака (санскр.) – производящий движение вверх.
Правритти (санскр.) — движение вперед и вовне; побуждение к действиям; эволюция души в действии.
Пракамья (от санскр. пракама — наслаждение, удовлетворение, удовольствие) — одна из мистических сил сиддхи, или айшварий (см.); свобода воли, осуществление желаний, способность сохранять юношеский вид, быть невидимым, оживлять мертвых.
Пракрити (от санскр. пра — причина и крити — творение, т. е. производящая) — природа вообще; первоисточник, первопричина материального мира. Вместе с Пурушей — духовной природой, или Духом, является одним из двух первичных аспектов единого непознаваемого Бога.
Прана (от санскр. пран — дышать) — жизненная энергия, дыхание жизни как всемирный процесс и как жизненный принцип тела. В человеческом теле различают много особых пран; их направления различны, и они имеют специальные названия в системе йоги, одной из задач которой является сознательное управление этими жизненными токами.
Пранава (санскр. — жужжание) — синоним священного слога Аум, Бог как первичный Звук.
Пранамайя коша (санскр. — оболочка из праны) — тело жизненной энергии, также известное как праническое тело, эфирное тело, или эфирный двойник. Существует внутри физического тела как источник его жизни, дыхания и жизненности и соединяет его с астральным телом. Распадается со смертью вместе с физическим телом.
Пранаяма (санскр. — овладение праной) — управление дыханием; наука управления праной (жизненной силой) посредством дыхательных техник, в которых варьируется продолжительнось вдоха, задержки дыхания и выдоха. Подготавливает ум к глубокой медитации.
Прапти (от санскр. прап — достичь) — одна из мистических сил сиддхи, или айшварий (см.); способность создавать любые вещи, мгновенно переноситься из одного места в другое с помощью одной лишь силы воли; способность предсказания, исцеления и прорицания.
Пратьяхара (санскр. — отведение) — отрешение и освобождение ума от власти чувств и их объектов с целью слияния с Абсолютом.
Праяг — название города Аллахабад до XVII века на хинди (санскр. — Праяга); один из древнейших центров индуистского паломничества. Согласно мифу, здесь некогда совершали жертвенный обряд боги во главе с Праджапати — Отцом творения. Название Праяг означает «место жертвоприношения»; кроме того, это слово переводится и как «место слияния рек».
Праяг тиртха — священное место в Аллахабаде, где сливаются три реки: Ганг, Джамна и Сарасвати. Здесь регулярно происходит кумбхамела (см.).
Премабиджам Чит (от санскр. према — любовь; биджа — семя, основа, зародыш; чит — постигать, разум, дух) — постижение изначальных, глубинных основ Божественной любви.
Пуруша (санскр. — находящийся в городе, т. е. в теле) — внутреннее духовное начало, пребывающее в каждом предмете, существе, явлении, так называемый небесный человек, Дух, духовное Я человека. В поздневедической литературе нередко отождествляется с понятием Атмана, или Брахмана. Пуруша есть непроявленный аспект реальности, скрытый в сердцах всего сущего, созерцающий миропроявление.
Пурушоттама (санскр. — лучший из Пуруш) — Высший Пуруша, высшее духовное начало, синоним Атмана, Верховный Наслаждающийся, титул Вишну.
Рага (санскр.) — слепая любовь, влечение, привязанность, страсть, гнев, пагубное желание; привязанность души к вселенной.
Раджа (санскр. — царь) — княжеский титул в Индии.
Раджас (санскр. — пыл, страсть) — одна из трех гун (свойств, качеств природы), ответственная за энергию, проявление активности, стремления, страдания; принцип динамизма в природе, активное побудительное начало.
Радха — в индуистской мифологии возлюбленная Кришны. Олицетворение абсолютной любви к Богу. У кришнаитских поэтов средневековья — символ человеческой души, устремленной к Богу.
Риши — (санскр. рши — провидец) — просветленный мудрец, провидец истины. Во времена Вед риши жили в лесных или горных скитах, в одиночестве либо с учениками. Это были великие души, которые вдохновенно передали людям Веды. Говорят, что семь риши (саптариши), упомянутые в Ригведе, до сих пор руководят человечеством из внутренних миров.
Садхака (санскр. — действенный, целесообразный) — духовный ученик, выполняющий садхану (см.). Человек, серьезно стремящийся к самореализации и постигающий духовные дисциплины.
Садхана (санскр. — средство осуществления) — методы непосредственного постижения Брахмана, духовная практика, способствующая обузданию и преображению инстинктивно-интеллектуальной природы, постепенному духовному раскрытию, реализации сверхсознательного и врожденных способностей души.
Садху (санскр. — прямой, правильный, добродетельный) — термин, применяемый в индуизме к аскетам и святым, а иногда и к ревностно верующим, праведным мирянам.
Самадхи (от санскр. сам-адха — само-обладание) — важнейшее понятие всех направлений йоги. Наиболее широко известно как состояние того экстаза, когда исчезает идея собственной индивидуальности (но не сознание) и возникает единство воспринимающего и воспринимаемого; это высшее состояние йоги.
Самват (санскр.) — в индийской хронологии название эры, которая, как считают, началась за пятьдесят семь лет до Рождества Христова.
Самхита — собрание священных текстов, составляющих самую древнюю и авторитетную часть ведического канона.
Cамьяма — (санскр. — обуздание) — состояние полного равновесия и покоя; синтез концентрации, медитации и самадхи.
Санатана дхарма (санскр. — вечная дхарма) — «вечная религия», название, данное основному ядру ведических учений. «Со времен греков, захвативших северо-запад Индии, санатана дхарму называют индуизмом». — См. в кн.: Автобиография йога. Цит. изд. с. 367.
Сандхистхала (от санскр. сандхи — сочленение, сустав, стык и стха — стадия, место) — ступень, занимающая промежуточное положение между высшим и низшим.
Санкхья — одна из шести систем индийской философии. «Она обучает человека пути окончательного освобождения через знание двадцати пяти принципов, начиная с пракрити, или природы, и заканчивая Пурушей — высшей душой». — Парамаханса Йогананда. Автобиография йога. Цит. изд. с. 193.
Санскрит (от санскр. самскрта — обработанный, отшлифованный) — литературный язык Древней Индии, язык большинства философских, религиозных, ученых и литературных сочинений, до сих пор остающийся в употреблении. Первоначально это был язык посвященных брахманов, язык мистерий, впоследствии обработанный в грамматической традиции, прежде всего в труде Панини, в IV веке до н. э.
Санньясин (санскр.) — индуистский аскет, достигший высшего мистического знания, полностью отвергший все земное и мирское. Согласно упанишадам, он должен устремляться к конечной цели жизни — освобождению от круговорота рождений и смертей.
Сарасвати (санскр. — «богатая водами») — одна из священных рек Индии, а также имя олицетворяющей ее богини мудрости и красноречия, покровительницы искусств, наук, создательницы письма и алфавита. Согласно преданию, эта река невидима и сливается с Гангом и Джамной под землей.
Сат (санскр. — истинно-сущее) — одно из определений Абсолюта, истинной природы Духа, входящее в состав триады Сат—Чит—Ананда, т. е. Сущее—Сознание— Блаженство.
Сатгуру (санскр.) — истинный, сущий, святой гуру, указывающий верный путь личным примером и наставлениями.
Саттва (санскр. — истовость) — одна из трех гун (см.), высшее свойство природы (пракрити), связанное с качествами ясности, уравновешенности, гармонии, чистоты, благости.
Сатья — Истина, Брахман, или Абсолют.
Сатьялока — высочайший из семи высших миров; план реальности, истины; другое название — брахмалока. Сфера сахасрара-чакры.
Сахасрара (от санскр. сахасра — тысяча и ара — лепесток) — чакра в форме тысячелепесткового лотоса, соответствующая головному мозгу; высший центр сознания, местопребывание Атмана.
Свадхистхана (санскр. — собственное основание) — шестилепестковая чакра (лотос), психоэнергетический центр, расположенный над детородными органами.
Свадхьяя — размышление о себе; изучение священных писаний.
Свами (санскр. — хозяин, преподобный, повелитель) — название бога или индуистского святого, подвижника, монаха.
Сварга (санскр. — обитель света) — небо, высший из трех миров индуистской космографии, обитель Света, куда уходят после смерти души добродетельных людей; рай, царство Индры.
Сварлока — один из семи высших миров, средний астральный план. В мифологии индуизма — рай на горе Меру.
Севери Томас (1650—1715) — английский инженер, один из создателей теплового двигателя. В 1698 г. изобрел паровую машину для откачки воды из шахт.
Серампур — город в Западной Бенгалии, вблизи Калькутты. Современное название Шри Рампур.
Сиддха (санскр. — совершенный) — йог, достигший совершенства, человек великих духовных достижений, обладающий колоссальной психической силой.
Скотт сэр Вальтер (1771—1832) — выдающийся шотландский писатель и поэт-романтик, основоположник жанра реалистического и исторического романа, автор исторических трудов.
Смрити (санскр. — память) — устное предание, богооткровенные писания, составляющие кодекс религиозной и социальной жизни.
Стхулашарира — грубое, или физическое, тело.
Сукшмабхута — танматра; тонкая сущность, или состояние элементов.
Сукшмашарира — тонкое тело, иначе называемое астральным.
Сунья (от санскр. шунья — пустота) — пустота, ничто, которое есть всё.
Сурат-шабда-йога (от санскр. сурата — радостный, веселый; шабда — звук и йога — единение с Богом) — радостное, блаженное единение с Богом в священном звуке Аум (см.).
Сутра (санскр. — нить) — в древнеиндийской литературе лаконичное и отрывочное высказывание, позднее — своды таких высказываний. В форме сутры излагались различные отрасли знания, почти все религиозно-философские учения Древней Индии.
Сушумна — центральный психический нервный ток, проходящий по позвоночному столбу.
Сушумнадвара (санскр.) — врата сушумны (см.) у основания копчика, в месте нахождения муладхара-чакры.
Тамас (санскр.) — одна из трех гун, низшее из трех качеств природы (пракрити). Проявляется в инертности, косности, тупости, пассивности, неведении, тяжести.
Танматра — чистая сущность всех первоэлементов, тончайшая субстанция, наделенная потенциальной способностью к развитию. Насчитывается пять танматр: звук, осязание, цвет, вкус, запах; они соответственно соотносятся с пятью первоэлементами: пространство, воздух, огонь, вода, земля.
Тапас (санскр. — жар, огонь) — очистительные духовные дисциплины, строгий аскетизм (вплоть до умерщвления плоти), трансформирующий психику; подвижничество, покаяние и жертвоприношение. На более глубоком уровне тапас — это интенсивное внутреннее разжигание «огня» кундалини.
Таполока (санскр. — мир тапаса, т. е. огня) — второй сверху из семи высших миров, сфера аджна-чакры, план аскетизма. В мифологии индуизма — царство дэв огня, называемых вайраджами, «мир семи мудрецов», «царство искупления».
Таттвы (санскр. — то) — фундаментальные космические принципы существования; тонкие элементы, соответствующие чувствам.
Теджас (санскр. — пламень, жар) — огонь, один из четырех первоэлементов, или основных стихийных состояний мира.
Тиртха (санскр.) — священные воды, место паломничества; местность, расположенная обычно у реки или на берегу моря, где совершаются ритуальные возлияния и омовения.
Трикути (санскр. — три вершины) — пространство между бровями, область тройственного видения.
— Ф —
Фальгун — месяц индийского календаря продолжительностью 30 дней, приходится на февраль-март и является последним, двенадцатым месяцем года.
Чакра (санскр. — колесо) — невидимый энергетический центр в теле человека.
Четана (санскр.) — душа; сознание, осознающий; мысль, ум.
Чит (санскр. — сознание, осознание) — в философии индуизма чистое осознание, трансцендентное сознание, принцип универсального, абсолютного разума.
Читта (санскр.) — главная субстанция ментального сознания, материальный ум, подсознательный разум, в котором записываются ментальные впечатления и опыт.
Шабда (санскр. — звук) — слышание трансцендентного Божественного звука — Слова, Аум.
Шакти (от санскр. корня шак — иметь силу, быть способным) — божественная сила становления, вселенская энергия, динамический аспект вечного бытия, один из основных видов творческой энергии, побуждающей мир к развитию.
Шанкарачарья (от санскр. шанкара — дающий благополучие, благостный и ачарья — учитель), также Ади-Шанкара (изначальный Шанкара, в отличие от титулов глав основанных им монашеских орденов) — индийский святой, великий философ индуизма (788—820), крупнейший вероучитель шиваизма и классик направления адвайта-веданты. Реорганизатор древнего монашеского ордена свами и основатель монашеских центров образования — матхов. Его главные произведения — комментарии к «Брахма-сутрам», 11 старшим упанишадам, «Бхагавадгите» (см.), а также множество религиозно-философские поэм, гимнов и др.
Шравана (санскр. — ухо, слух) — слушающий шрути, богооткровенные священные писания.
Шраддха (санскр. — вера) — вера, вероисповедание, религиозное волеизъявление; уважение, почтение, доверие; общее название ряда поминальных обрядов.
Шудры — низшее из четырех древнеиндийских сословий (каст, варн).
Эванс-Вентц Вальтер Иллинг (1878—1965) — доктор литературы, доктор наук, магистр искусств Оксфордского колледжа Иисуса; автор книг: «Тибетская книга мертвых», «Великий йог Тибета Миларепа», «Тибетская йога и тайные доктрины», «Тибетская книга великого освобождения», «Вера в волшебство в кельтских странах» и многих других. Автор предисловия к настоящей книге.
Эволюция (от лат. evolutio — развертывание) — представление о развитии общества и природы, направленности, порядке и закономерностях такого развития. Противоположный процесс называется инволюцией.
Юга — в индуистской мифологии длительная эра развития человечества (сатья- или крита-юга, трета-юга, двапара-юга и кали-юга, дайва-юга).
Югасандхи (от санскр. юга — эра, эпоха и сандхи — сочленение, сустав, стык) — переходный период от одной юги к другой.
Юдхиштхира — в «Махабхарате» старший из пятерых братьев Пандавов, по «небесной» родословной — сын бога Дхармы, провозглашаемый образцом верности дхарме — универсальному надличностному религиозному долгу.
Яджня (от санскр. ягья — жертвенный огонь, жертвоприношение) — поклонение как внутреннее, так и внешнее.
Яма (санскр.) — первая из восьми ступеней, или средств постижения йоги, закон нравственного самоконтроля, самоограничения, самообуздания.
Яма-нияма — первые две ступени раджа-йоги, составляющие фундаментальный этический кодекс индуизма и основу всякого духовного развития.
Для связи с нами используйте онлайн-форму | ![]() |