ПОСВЯЩАЕТСЯ ВСЕМ, КТО ИЩЕТ БОГА


— А —


Абхаса Чайтанья (от санскр. абхаса — отражение, и чайтанья — дух, сознание) — Дух, творящий миры и все сущее из Самого Себя посредством излучения, эманации.

Абхинивеша — глубокая привязанность к материальному, инстинктивное влечение к жизни, боязнь страдания, страх смерти; подсознательные привычки, сохранившиеся с прошлых жизней.

Аватара (санскр. — нисхождение) — воплощение божества на земле, в теле смертного человека.

Авидья (санскр. — неведение) — ложное понимание природы реальности, считающееся в индуизме первопричиной изменчивого и тягостного пребывания человека в сансаре — кругу перевоплощений.

Агама (санскр. — пришедшее знание) — индуистские священные писания, которые наряду с Ведами почитают как шрути (откровение). В Агамах устами Богов излагаются вопросы ритуала, йоги и устройства храмов.

Адепт (от лат. adeptus — достигший), посвященный в тайны какого-либо учения и его ревностный приверженец.

Аджна (санскр. — распоряжение, намерение-воля) — двухлепестковая чакра (лотос), известная также как «третий глаз»; психический центр в межбровье, управляющий динамическим умом, волей, видением, ментальными образами.

Айшварья (от санскр. ишвар — верховная власть, господство над...) — действенность воли, влияющей на предметы или события без помощи физических средств. Человек, достигший могущества управлять событиями, властью, богатством и всеми предметами желания.

Акаша (санскр.) — эфир, как одна из пяти материальных первостихий. Изначальная субстанция, сверхчувственная духовная сущность, тонкий первоэлемент, при последовательном сгущении которого возникают все четыре элемента материальной вселенной. Поскольку акаша потенциально содержит в себе все материальное, она считается вместилищем информации обо всем, что было, есть и будет.

Алакшья (санскр.) — невидимый, неприметный.

Аллахабад (до XVII в. Праяг) — город в штате Уттар-Прадеш, у слияния священных рек Ганг, Джамна и Сарасвати. Религиозный центр индуизма, где испокон веков проводится кумбхамела (см.).

Ананда (санскр. — блаженство) — чистая радость, духовный экстаз божественного сознания или духовного переживания.

Анандамайя коша (санскр. — оболочка блаженства) — интуитивно-сверхсознательная оболочка; тело самой души, тело Света, причинное тело; то, что содержит все потенциальные способности и эволюционирует через все воплощения.

Анандатва (от санскр. ананда — блаженство и тва — ты, твой) — индивидуальное наслаждение, отличающееся от истинного блаженства.

Анахата (санскр. — беззвучный) — двенадцатилепестковая чакра (лотос), психический центр, расположенный в области сердца.

Анима (санскр. — тонкость) — одна из мистических сил сиддхи, или айшварий (см.); умение становиться меньше самого малого, снижение физической массы и плотности по желанию.

Анна (от санскр. аннам — вещество, пища) — пища, еда, рис; грубая зримая материя; просто субстанция или существо.

Аннамайя коша (санскр. — оболочка пищи) — физическое тело, также называемое стхулашарира (грубое тело); самая грубая из оболочек, но обязательная для эволюции и самореализации, так как только в ней могут полностью функционировать все 14 чакр.

Ану (санскр. — атом) — элементарная частица, индивидуальная душа, индивидуальное живое существо.

Апарокшаджняна (от санскр. апарокша — прямой и джняна — знание) — прямое, непосредственное восприятие.

Апти (санскр.) — достигать, получать, создавать.

Артха (санскр. — цель, выгода, польза, богатство) — экономическое благополучие, которое следует за мирской религиозностью (дхармой) и составляет основу для удовлетворения чувств.

Асана (санскр. — сидение, поза) — в йоге поза, принимаемая для выполнения упражнения, способствующая занятиям пранаямой и сосредоточением.

Асат (санскр.) — противоположность Сат (см.), т. е. не истинно-сущее, не истинное, не-бытие, не-существование, ничто.

Асмита (от санскр. асми — я есть) — эгоизм, самость; ложное мировоззрение, вызванное отождествлением себя с телом; мышление в рамках концепции «я» и «мое».

Астральный мир — сфера эмоций, страстей и желаний; тонкий план существования, охватывающий диапазон сознания от вишуддха-чакры в горле до патала-чакры в подошвах ног. Включает в себя: высший астральный план (махарлоку — план равновесия); средний астральный план (сварлоку — небесный план); низший астральный план (бхуварлоку — план атмосферы); субастральный план (нарака), семь адских сфер, соответствующих семи чакрам ниже основания позвоночника.

Атмаджняна (от санскр. атма — жизнь, сущность и джняна — познание) — самопознание, познание высшего Духа.

Аум (Ом) — мистический слог, открывающий большинство индуистских священных писаний; изначальный звук, символ Абсолюта, из которого произошла вся вселенная, источник всех звуков и сущность Вед; первичная мантра (см.), Пранава (см.), священный слог, символизирующий Брахмана (см.).

Ахамкара (от санскр. ахам — я и кара — создающий) — самосознание, ментальная способность индивидуализации, создающая ощущение двойственности и отдельности, идею «я» и заставляющая порабощенное материей живое существо отождествлять себя с телом.

Ашрам (от санскр. шрам — напрягать силы, т. е. место стараний) — отшельнический скит, дом и учебный центр какого-либо гуру, аскета или святого, часто с помещениями для учеников.


— Б —


Бабаджи (род. во II в.) — один из самых известных сиддха-йогов, то есть постигших все айшварьи (см.), который обрел кайя-сиддхи (силу вечности) и трансформировал свое тело из физического в духовное, реализовав бессмертие. Он жив поныне и, согласно классификации священных писаний, именуется Махаватара. В VIII в. посвятил в йогу самого Шанкару (см.) и знаменитого святого Кабира. Главным учеником Бабаджи в XIX веке был Лахири Махасая, который, в свою очередь, был гуру Шри Юктешвара. Таким образом, Бабаджи является парамгуру (см.) автора настоящей книги.

Бодхгая — город в штате Бихар, место просветления Будды Шакьямуни под деревом Бодхи. В Бодхгая сосредоточены монастыри, храмы и духовные миссии всех национальных форм и отдельных школ буддизма. Они расположены вокруг главной святыни — дерева Просветления Бодхи. Бодхгая является центром паломничества, одним из четырех самых священных мест мирового буддизма.

Брахма — один из трех высших богов индуистского пантеона, Бог-создатель, творец вселенной и всего сущего. Обычно изображается четырехликим, четырехруким, восседающим на лебеде.

Брахман (от санскр. брих — распространяться, возрастать, увеличиваться) — безличная абсолютная реальность, основа всего сущего, постигая которую человек достигает совершенства и освобождения.

Брахман — представитель высшей, жреческой варны, или касты.

Брахмарандхра (санскр. — врата Брахмана) — едва заметное отверстие на макушке головы, связанное посредством сушумны с сердцем. Через него достигший совершенства йог осознанно покидает тело в момент смерти.

Буддхи (от санскр. будх — будить, пробуждаться) — состояние сознательной деятельности мыслящего и различающего ума, интеллекта, способного к различению, суждению, пониманию, самодисциплине.

«Бхагавадгита» (Песнь Господа) — религиозно-философская поэма, входящая в шестую книгу «Махабхараты», один из главных текстов древней индуистской литературы; сложилась на исходе первого тысячелетия до н. э.

Бхакти (санскр. — причастность, преданность, служение) — одно из центральных понятий в индуизме, подразумевающее безраздельное и всепоглощающее служение Богу.

Бхакти-йога (санскр. — союз через преданность) — единение с Богом посредством любви и преданного служения. Включает практику благочестия, поклонения, молитвы, пения гимнов и мантр с целью пробудить любовь в сердце и открыть себя милости Бога.

Бхога (санскр.) — удовольствие, наслаждение.

Бхокта (санскр. — наслаждающийся, обладатель) — субъект опыта или наслаждения.

Бхувана (санскр.) — становление, мир.

Бхуварлока — низший астральный план, план атмосферы, противовес и тонкий двойник физического; соотносится со свадхистхана-чакрой.

Бхулока (от санскр. бху — быть и бхуми — земля) — земной мир, физический план бытия, воспринимаемый пятью чувствами, иначе называемый грубым планом, поскольку это наиболее плотный из миров; соотносится с муладхара-чакрой.

Бэкон Фрэнсис (1561—1626) — английский философ, лорд-канцлер при короле Якове I. Провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой.



— В —


Вайшнавы — поклонники Вишну, одного из божеств индуистской Троицы: Брахма, Вишну, Шива — вершины индуистского пантеона богов. Вишну — великий охранитель мироздания.

Васа (санскр.) – подчинение своей воле.

Васана (от санскр. вас — остаток) — подспудные наклонности и привычки, которые окрашивают и мотивируют отношение человека к жизни, его стремления и действия.

Вашитва (санскр. — самообладание, власть) — одна из мистических сил сиддхи, или айшварий (см.); способность подчинять своей воле любые существа и управлять ими.

Викрамадитья — индийский царь, одержавший победу над скифами, в ознаменование чего в Северной Индии было принято летосчисление с эры Викрама, начинающееся с 58-57 гг. до н. э.

Випра — просвещенный, просветленный.

Виратвам (от санскр. вира — герой) — героический человек.

Вирья — динамическая и духовная сила, энергия, бодрость, энтузиазм; энергия божественного темперамента.

Вишая — то, что можно воспринять чувствами, объект восприятия или наслаждения.

Вишуддха (санскр. — чистый, безупречный) — шестнадцатилепестковая чакра (лотос); психический центр в области горла.

Вьома — эфир, а также небо, небеса.



— Г —


Галилео Галилей (1564—1642) — великий итальянский астроном, физик, механик и один из основоположников естествознания, поэт. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции.

Ганг (Ганга) — великая священная река Индии, берущая начало в Гималаях. Согласно пуранической легенде, эта река ниспадает с небес, и, чтобы земля могла выдержать силу мощного потока, Господь Шива подставил под него свою голову. Поэтому богиню Ганга часто изображают сидящей на голове (в волосах) Шивы.

Гарима — одна из мистических сил сиддхи, или айшварий (см.); способность по желанию увеличивать вес.

Гилберт Уильям (1544—1603) — английский физик и врач. Впервые последовательно рассмотрел магнитные и многие электрические явления.

Грей Стефен (1666—1736) — английский физик. В 1729 г. открыл явление электропроводности; первым разделил все вещества на проводники и непроводники электричества.

Грихастха-ашрама (от санскр. грихастха — домохозяин и шрам —напрягать силы) — домохозяин, вторая ступень в законе четырех стадий жизни. Закончив период ученичества и совершив обряд возвращения домой, дваждырожденный должен был вступить в брак, считавшийся религиозной необходимостью и социальной обязанностью. Стадия домохозяина рассматривалась как центр и основа всей социальной структуры.

Гуна (санскр. — нить, слой, вариант) — качество, свойство, составная часть природы (пракрити). Согласно древнеиндийской философии, все развитие в природе проходит через три стадии, соответствующие трем гунам — трем основным качественные нитям, из которых сплетается вся ткань природы: тамас — инертность, косность, тупость; раджас — энергия, пыл, движение; саттва — ясность, прозрачность, гармония. Если гуны полностью уравновешены, то всякое проявление прекращается и наступает растворение, переход природы в потенциальное состояние. Когда же равновесие нарушается, начинается процесс проявления.

Гуру (от санскр. гур — взращивать, поднимать; гу — мрак и ру — тот, кто разгоняет, т. е. рассеивающий мрак) — учитель, наставник.

Гурудэва (от санскр. гуру и дэва — божество) — Божественный Учитель.


— Д —


Дайва Брахман, контролирующий все существа и назначающий им обязанности; рок, судьба, контролирующая сила.

Дасамадвара (санскр. — десятые врата) — основание брахмарандхры (см.).

Двеша (санскр.) — гнев, ненависть, отвращение, отталкивание, антипатия; неприятие страданий и их причин.

Двиджа (санскр. — дваждырожденный) — в древнеиндийском обществе человек, потомок ариев, принадлежавший к первой варне (касте), т. е. к брахманам. Вторым рождением для него считался обряд посвящения (упанаяна). В более поздние времена к этому посвящению были допущены также кшатрии и вайшьи.

Деша — место, пространство, страна.

Джаганнатх — Владыка Мира, воплощение Кришны в кали-югу. Самый большой храм Господа Джаганнатха находится в городе Пури, штат Орисса.

Джамна — священная река, берущая начало в Гималаях, самый длинный приток Ганга; их слияние происходит недалеко от Аллахабада.

Джи — суффикс, выражающий дань уважения; употребляется в прямом обращении, например: свамиджи, гуруджи, Шри Юктешварджи. См. в кн.: Парамаханса Йогананда. Автобиография йога. Цит. изд. с. 108.

Джива (от санскр. джив — жить, быть живым) — живое существо, индивидуальная душа в ее воплощенном состоянии.

Дживанмукта (санскр. — вживе освободившийся) — свободная душа, состояние святого, при жизни полностью освободившегося от желаний и следов былой кармы.

Джняна (от санскр. слова гьяна, которое вошло в русскоязычную традицию как джняна) — знание, мудрость, непосредственное духовное осознание высшего Бытия.

Джнянаиндрии (санскр.) — пять внутренних органов восприятия: чувства зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.

Джнянаватара (санскр. — воплощение мудрости) — титул Шри Юктешвара Гири. Происходит от санскр. джняна (см.) и аватара (см.).

Джнянамайя коша (от санскр. джнянамайя — полный знания и коша — оболочка) — оболочка познания. Ментальный, или интуитивно-сознательный слой души, ментальное тело. Содержит высшее мышление, виджняну — понимание, знание, прямое познание, мудрость, интуицию и творчество.

Дрэббел Корнелиус (1572—1633) — голландский изобретатель, естествоиспытатель и алхимик. Изобрел часы с постоянным ходом, многоместную подводную лодку. Совершенствуя устройство для шлифовки линз, в 1619 г. изобрел световой микроскоп из двух двояковыпуклых линз.

Дхарма (от санскр. корня дхар — держать, поддерживать) — букв. «то, на чем держится» (мир или общество), основа, долг, закон. Высший закон мироздания и нравственный кодекс для любого члена общества.

Дэвата (санскр. — божество) — в мифологии индуизма божество, существо божественной природы.


— И —


Инволюция (от лат. involutio — свертывание) — обратное развитие, упрощение, процесс, противоположный эволюции.

Интерполяция (от лат. interpolatio — изменение, переделка) — изменение первоначального текста; вставка переписчиком или переводчиком в текст слов или фраз, отсутствовавших в оригинале.

Иордан — река на Ближнем Востоке, впадающая в Мертвое море; почитается священной, поскольку в ней принял крещение от св. Иоанна Крестителя сам Иисус Христос.

Иша (от санскр. Иш — Властитель, Владыка, Распоряжающийся) — Господь, Владыка всего, Высший, Властелин. Иша и производное от него Ишана — древнейшие имена Бога Шивы, встречающиеся в Ригведе.

Ишитва — одна из мистических сил сиддхи, или айшварий (см.); совершенный контроль над силами природы и всем творением; управление ими волей, действующей не через мысль, а через сердце (читту).


— К —


Кайвалья (санскр. — абсолютное единство, освобождение) — трансцендентное состояние совершенного, конечного освобождения через абсолютное единство с Богом.

Кайвалья даршана (от санскр. кайвалья — единство, освобождение и даршана — духовное видение) — созерцание конечной Истины.

Кала (санскр. — от корня, означающего вращение, ср. русское «коло») — время, рок; цикл. В индуизме время издревле метафорически описывается в виде «колеса времени» (калачакра).

Кали (санскр. — черная) — низший уровень сознания человека, соответствующий касте шудра (см.).

Кали-юга (санскр. — темная эпоха, или железный век) — в мифологической хронологии последний и самый мрачный период в цикле из четырех юг, то есть космических эпох, через которые проходит мир.

Кама (санскр.) — желание, чувственная страсть, наслаждение, вожделение, мирские удовольствия, привязанность к существованию. Также имя бога страсти.

Карма (санскр. — поступок, деяние) — одно из основных понятий индийской религии и философии, закон причинно-следственной зависимости. В широком смысле — общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле — влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.

Кармаиндрии — действующие органы, или инструменты, сознания: органы манипуляции (руки), локомоции (ноги), говорения (рот), выделения и размножения.

Касты (хинди — варны) — в странах Востока обособленные общественные группы, связанные происхождением и общественным положением своих членов. Первоначально — система четырех наследственных классов, на которые делилось население Древней Индии: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, т. е. потомки Брахмы, воины, торговцы и низшая каста земледельцев.

Кеплер Иоганн (1571—1630) — великий немецкий астроном. Открыл законы движения планет (законы Кеплера); заложил основы теории затмений; изобрел телескоп с двояковыпуклыми линзами в объективе и окуляре.

Коша (санскр. — оболочка, сумка, ножны) — оболочка души. Имеется пять таких концентрических оболочек, или тел, через которые душа действует одновременно на различных планах бытия: оболочка блаженства, интеллекта, ума, праны и физического тела.

Куллука Бхатта (XV в.) — автор одного из самых популярных из сохранившихся комментариев к «Ману-смрити» — так называемым «Законам Ману», или иначе «Манава-дхарма-шастре», или «Ману-самхите».

Кумбхамела (санскр. — «праздник сосуда») — празднество, справляемое раз в 12 лет при определенных астрономических обстоятельствах в нескольких священных городах Индии; связано с мифом о пахтании океана, при котором из вод явился сосуд (кумбха) с амритой — напитком бессмертия. Сначала сосуд был захвачен асурами — «демонами», но затем похищен у них сыном Индры Джаянтой, принявшим облик птицы (по другим источникам, это был Вишну); 12 дней (а у богов один день равняется 12 земным годам) летел он, преследуемый асурами, и опускался отдохнуть поочередно в Праяге, Хардваре, Насике и Удджаини. Амрита из кувшина выплескивалась, и то место, куда она падала, становилось священным. Особенно много ее расплескалось недалеко от Насика, в Трембакешваре, где состоялась битва между богами и асурами за амриту. Красота же Праяга настолько очаровала божество-птицу, что Он (Бог) сделал там остановку для отдыха и ночлега.

Эти города, освященные прикосновением к их земле сосуда с амритой, стали тиртхами, то есть святыми местами паломничества, а те кто его совершал, обретал духовное бессмертие. Кумбхамела справляется поочередно в каждом из них, но самая торжественная, собирающая по нескольку десятков миллионов паломников, празднуется в Праяге (Аллахабаде) один раз в 144 года. Последняя такая мела проходила в 2001 году.

Кутастха Чайтанья (от санскр. кутастха — некто на вершине и чайтанья — дух, сознание) — синоним Брахмана (см.). Абсолютное, неизменное сознание, которое знает равно себя и других, ибо пребывает во всех без исключения творениях от Брахмы до муравья, сияет, как Атма, и живет, как свидетель.

Кшатрии (от санскр. кшатра — господство, власть) — представители второй по статусу варны, или касты, в Древней Индии; их дхармой (см.) была охрана подданных, война и управление.

Кшити (санскр.) — земля, место пребывания.


— Л —


Лагхима (санскр. — легкость, невесомость) — одна из восьми мистических сил сиддхи, или айшварий (см.); способность делать тело легким, произвольно уменьшая вес; левитация.

Лагху — легкий, маленький; красивый.

Лахири Махасая из Бенареса (1828—1895) — главный ученик бессмертного Учителя человечества Махаватары Бабаджи. В XIX в. возродил древнюю науку крия-йоги (науку пробуждения и подъема кундалини), созданную самим Бабаджи. Святостью и величием своей жизни Лахири Махасая показал, что в наш век постичь высшие истины Духа может не только отреченный от мира монах, но и обычный домохозяин, практикующий йогу. Лахири Махасая — гуру Шри Юктешвара Гири, автора настоящей книги.

Лингашарира — тонкое тело, которое частично активизируется во время сна и создает свой собственный мир. Состоит из трех оболочек: интеллекта, ума и жизненной энергии.

Лока (от санскр. лок — сиять, быть ярким, видимым) — область, мир, сфера, план существования. Каждая лока отражает определенный диапазон сознания.


— М —


Майя (санскр. — иллюзия, обман) — иллюзорность бытия как одно из ключевых понятий, с помощью которых осмысливается вселенная. Также космическая сила, делающая возможным феноменальное существование и, следовательно, восприятие. В адвайта-веданте — понятие, обозначающее все, что подвержено изменению, что имеет начало и конец.

Манава (санскр.) — произошедший от ману — человека; также земля Древней Индии; кальпа, цикл.

Манана (от санскр. ман — думать) — ментальный процесс, размышление; медитация о вечных добродетелях.

Манас (санскр. — ум) — низший, инстинктивный, эмпирический ум, мыслительная способность человека, сфера желаний и управитель органов чувств и действия; чувственный, ощущающий ум.

Манипура (от санскр. маниша — рассуждение, ум; пур — наполнение, удовлетворение; пури — город, крепость) — наслаждение умственной силой. Десятилепестковая чакра, психоэнергетический центр в области солнечного сплетения; связан с силой воли.

Маномайя коша (от санскр. манас — мысль, воля, желание) — низшее астральное тело, слой ума, инстинктивно-интеллектуальный аспект обыденного мышления, желаний и эмоций. Формируется по мере развития физического тела и отбрасывается во внутренних мирах перед перерождением.

Мантра (от санскр. ман — мнить, полагать и тра — инструмент мысли) — чистая звуковая вибрация, сакральный, священный слог, имя или мистическая формула, наделенные особой энергией. Универсальной мантрой индуизма является Аум (см.).

Ману (санскр. — обладатель разума) — мыслитель, ментальное существо, человек. В ведической и индуистской мифологии древний мудрец, родоначальник человеческого рода. Четверо ману (манавов) — духовные отцы каждого человеческого ума и тела.

«Ману-самхита», или «Ману-смрити», или «Манава-дхарма-шастра» (санскр. — книга закона мудреца Ману) — так называемые «Законы Ману», энциклопедический трактат (из 2685 стихов) по индуистскому праву. Составлен около 600 г. до н. э. и считается произведением Ману текущего мирового периода (манвантары). В первых главах повествуется о сотворении мира и законе кармы (см.). Основная часть излагает дхармы (см.) представителей четырех основных каст (см.): брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Содержит также наставления об управлении государством и по судопроизводству.

Махаватара (от санскр. маха — великий и аватара — нисхождение) — великое воплощение Божественного духа на земле, в теле смертного человека.

Махараджа (санскр. — великий царь) — титул, часто добавляемый к именам особо выдающихся духовных личностей.

Махарлока (от санскр. махас — величие, мощь, слава) — план величия и равновесия; четвертый из семи высших миров, синоним дэвалоки (мира богов), высшего астрального плана, которому соответствует анахата-чакра в тонком теле.

Махасунья (от санскр. маха — великий и шунья — пустота) — великая пустота, великий вакуум.

Махат (санскр. — величие, сила) — первый принцип всемирного разума и сознания. В пуранической философии — первый продукт первоприроды; создатель манаса (мыслящего принципа) и ахамкары (см.).

Махаттвам (от санскр. махат — величие, сила) — великий человек.

Махима (санскр. — огромность) — одна из восьми мистических сил сиддхи, или айшварий (см.); способность произвольно увеличивать физическую массу и плотность, становиться бесконечно большим.

Муладхара (санскр. — корень, основание сосуда) — четырехлепестковая чакра (лотос), расположенная в области основания позвоночника; центр физического сознания.


— Н —


Нидидхьясана — неподвижное созерцание, полное погружение и концентрация ума на объекте.

Нирвикальпа самадхи — второй уровень самадхи, отождествление с высшим Я, в котором трансцендируются все состояния сознания и переживается Абсолютная Реальность вне времени. В результате происходит полная трансформация сознания.

Нияма (санскр.) — самоочищение посредством дисциплины, регулирование нравственных привычек, характерных черт и качеств; сдерживание, ограничение, обет, твердое правило.

Ньютон Исаак (1643—1727) — один из основоположников современной физики, сформулировал основные законы механики. Открыл закон всемирного тяготения.


— П —


Парабрахма (санскр. — за пределами Брахмы) — трансцендентный беспредельный Бог, Абсолют, реальность, лишенная атрибутов, вне времени, пространства и формы.

Парамартха — высшая цель, высочайшая духовная истина; сущностный, неотъемлемый факт.

Парамгуру (санскр. — учитель по ту сторону) — учитель учителя.

Парикшит — легендарный раджа, царь Хастинапуры, наследник Юдхиштхиры. С его царствования началась кали-юга.

Парокшаджняна (от санскр. парокша — то, что не может быть воспринято непосредственно) — косвенное, непрямое, интеллектуальное понимание истины.

Патала (санскр. — падшая, или грешная, область) — седьмая чакра ниже муладхары с центром в подошвах стоп. Это также название семи нижних миров заблуждения (иллюзии) и мрака, подсознательного земного плана, источника зависти, ненависти, ревности, уныния и т. п.

Патра (санскр.) — получатель.

Помазание — ритуальное омовение, окропление, смазывание освященным маслом для ниспослания на верующего божественной благодати. Сакральный акт передачи благодатной энергии в процессе посвящения.

Правартака (санскр.) – производящий движение вверх.

Правритти (санскр.) — движение вперед и вовне; побуждение к действиям; эволюция души в действии.

Пракамья (от санскр. пракама — наслаждение, удовлетворение, удовольствие) — одна из мистических сил сиддхи, или айшварий (см.); свобода воли, осуществление желаний, способность сохранять юношеский вид, быть невидимым, оживлять мертвых.

Пракрити (от санскр. пра — причина и крити — творение, т. е. производящая) — природа вообще; первоисточник, первопричина материального мира. Вместе с Пурушей — духовной природой, или Духом, является одним из двух первичных аспектов единого непознаваемого Бога.

Прана (от санскр. пран — дышать) — жизненная энергия, дыхание жизни как всемирный процесс и как жизненный принцип тела. В человеческом теле различают много особых пран; их направления различны, и они имеют специальные названия в системе йоги, одной из задач которой является сознательное управление этими жизненными токами.

Пранава (санскр. — жужжание) — синоним священного слога Аум, Бог как первичный Звук.

Пранамайя коша (санскр. — оболочка из праны) — тело жизненной энергии, также известное как праническое тело, эфирное тело, или эфирный двойник. Существует внутри физического тела как источник его жизни, дыхания и жизненности и соединяет его с астральным телом. Распадается со смертью вместе с физическим телом.

Пранаяма (санскр. — овладение праной) — управление дыханием; наука управления праной (жизненной силой) посредством дыхательных техник, в которых варьируется продолжительнось вдоха, задержки дыхания и выдоха. Подготавливает ум к глубокой медитации.

Прапти (от санскр. прап — достичь) — одна из мистических сил сиддхи, или айшварий (см.); способность создавать любые вещи, мгновенно переноситься из одного места в другое с помощью одной лишь силы воли; способность предсказания, исцеления и прорицания.

Пратьяхара (санскр. — отведение) — отрешение и освобождение ума от власти чувств и их объектов с целью слияния с Абсолютом.

Праяг — название города Аллахабад до XVII века на хинди (санскр. — Праяга); один из древнейших центров индуистского паломничества. Согласно мифу, здесь некогда совершали жертвенный обряд боги во главе с Праджапати — Отцом творения. Название Праяг означает «место жертвоприношения»; кроме того, это слово переводится и как «место слияния рек».

Праяг тиртха — священное место в Аллахабаде, где сливаются три реки: Ганг, Джамна и Сарасвати. Здесь регулярно происходит кумбхамела (см.).

Премабиджам Чит (от санскр. према — любовь; биджа — семя, основа, зародыш; чит — постигать, разум, дух) — постижение изначальных, глубинных основ Божественной любви.

Пуруша (санскр. — находящийся в городе, т. е. в теле) — внутреннее духовное начало, пребывающее в каждом предмете, существе, явлении, так называемый небесный человек, Дух, духовное Я человека. В поздневедической литературе нередко отождествляется с понятием Атмана, или Брахмана. Пуруша есть непроявленный аспект реальности, скрытый в сердцах всего сущего, созерцающий миропроявление.

Пурушоттама (санскр. — лучший из Пуруш) — Высший Пуруша, высшее духовное начало, синоним Атмана, Верховный Наслаждающийся, титул Вишну.


— Р —


Рага (санскр.) — слепая любовь, влечение, привязанность, страсть, гнев, пагубное желание; привязанность души к вселенной.

Раджа (санскр. — царь) — княжеский титул в Индии.

Раджас (санскр. — пыл, страсть) — одна из трех гун (свойств, качеств природы), ответственная за энергию, проявление активности, стремления, страдания; принцип динамизма в природе, активное побудительное начало.

Радха — в индуистской мифологии возлюбленная Кришны. Олицетворение абсолютной любви к Богу. У кришнаитских поэтов средневековья — символ человеческой души, устремленной к Богу.

Риши — (санскр. рши — провидец) — просветленный мудрец, провидец истины. Во времена Вед риши жили в лесных или горных скитах, в одиночестве либо с учениками. Это были великие души, которые вдохновенно передали людям Веды. Говорят, что семь риши (саптариши), упомянутые в Ригведе, до сих пор руководят человечеством из внутренних миров.


— С —


Садхака (санскр. — действенный, целесообразный) — духовный ученик, выполняющий садхану (см.). Человек, серьезно стремящийся к самореализации и постигающий духовные дисциплины.

Садхана (санскр. — средство осуществления) — методы непосредственного постижения Брахмана, духовная практика, способствующая обузданию и преображению инстинктивно-интеллектуальной природы, постепенному духовному раскрытию, реализации сверхсознательного и врожденных способностей души.

Садху (санскр. — прямой, правильный, добродетельный) — термин, применяемый в индуизме к аскетам и святым, а иногда и к ревностно верующим, праведным мирянам.

Самадхи (от санскр. сам-адха — само-обладание) — важнейшее понятие всех направлений йоги. Наиболее широко известно как состояние того экстаза, когда исчезает идея собственной индивидуальности (но не сознание) и возникает единство воспринимающего и воспринимаемого; это высшее состояние йоги.

Самват (санскр.) — в индийской хронологии название эры, которая, как считают, началась за пятьдесят семь лет до Рождества Христова.

Самхита — собрание священных текстов, составляющих самую древнюю и авторитетную часть ведического канона.

Cамьяма — (санскр. — обуздание) — состояние полного равновесия и покоя; синтез концентрации, медитации и самадхи.

Санатана дхарма (санскр. — вечная дхарма) — «вечная религия», название, данное основному ядру ведических учений. «Со времен греков, захвативших северо-запад Индии, санатана дхарму называют индуизмом». — См. в кн.: Автобиография йога. Цит. изд. с. 367.

Сандхистхала (от санскр. сандхи — сочленение, сустав, стык и стха — стадия, место) — ступень, занимающая промежуточное положение между высшим и низшим.

Санкхья — одна из шести систем индийской философии. «Она обучает человека пути окончательного освобождения через знание двадцати пяти принципов, начиная с пракрити, или природы, и заканчивая Пурушей — высшей душой». — Парамаханса Йогананда. Автобиография йога. Цит. изд. с. 193.

Санскрит (от санскр. самскрта — обработанный, отшлифованный) — литературный язык Древней Индии, язык большинства философских, религиозных, ученых и литературных сочинений, до сих пор остающийся в употреблении. Первоначально это был язык посвященных брахманов, язык мистерий, впоследствии обработанный в грамматической традиции, прежде всего в труде Панини, в IV веке до н. э.

Санньясин (санскр.) — индуистский аскет, достигший высшего мистического знания, полностью отвергший все земное и мирское. Согласно упанишадам, он должен устремляться к конечной цели жизни — освобождению от круговорота рождений и смертей.

Сарасвати (санскр. — «богатая водами») — одна из священных рек Индии, а также имя олицетворяющей ее богини мудрости и красноречия, покровительницы искусств, наук, создательницы письма и алфавита. Согласно преданию, эта река невидима и сливается с Гангом и Джамной под землей.

Сат (санскр. — истинно-сущее) — одно из определений Абсолюта, истинной природы Духа, входящее в состав триады Сат—Чит—Ананда, т. е. Сущее—Сознание— Блаженство.

Сатгуру (санскр.) — истинный, сущий, святой гуру, указывающий верный путь личным примером и наставлениями.

Саттва (санскр. — истовость) — одна из трех гун (см.), высшее свойство природы (пракрити), связанное с качествами ясности, уравновешенности, гармонии, чистоты, благости.

Сатья — Истина, Брахман, или Абсолют.

Сатьялока — высочайший из семи высших миров; план реальности, истины; другое название — брахмалока. Сфера сахасрара-чакры.

Сахасрара (от санскр. сахасра — тысяча и ара — лепесток) — чакра в форме тысячелепесткового лотоса, соответствующая головному мозгу; высший центр сознания, местопребывание Атмана.

Свадхистхана (санскр. — собственное основание) — шестилепестковая чакра (лотос), психоэнергетический центр, расположенный над детородными органами.

Свадхьяя — размышление о себе; изучение священных писаний.

Свами (санскр. — хозяин, преподобный, повелитель) — название бога или индуистского святого, подвижника, монаха.

Сварга (санскр. — обитель света) — небо, высший из трех миров индуистской космографии, обитель Света, куда уходят после смерти души добродетельных людей; рай, царство Индры.

Сварлока — один из семи высших миров, средний астральный план. В мифологии индуизма — рай на горе Меру.

Севери Томас (1650—1715) — английский инженер, один из создателей теплового двигателя. В 1698 г. изобрел паровую машину для откачки воды из шахт.

Серампур — город в Западной Бенгалии, вблизи Калькутты. Современное название Шри Рампур.

Сиддха (санскр. — совершенный) — йог, достигший совершенства, человек великих духовных достижений, обладающий колоссальной психической силой.

Скотт сэр Вальтер (1771—1832) — выдающийся шотландский писатель и поэт-романтик, основоположник жанра реалистического и исторического романа, автор исторических трудов.

Смрити (санскр. — память) — устное предание, богооткровенные писания, составляющие кодекс религиозной и социальной жизни.

Стхулашарира — грубое, или физическое, тело.

Сукшмабхута — танматра; тонкая сущность, или состояние элементов.

Сукшмашарира — тонкое тело, иначе называемое астральным.

Сунья (от санскр. шунья — пустота) — пустота, ничто, которое есть всё.

Сурат-шабда-йога (от санскр. сурата — радостный, веселый; шабда — звук и йога — единение с Богом) — радостное, блаженное единение с Богом в священном звуке Аум (см.).

Сутра (санскр. — нить) — в древнеиндийской литературе лаконичное и отрывочное высказывание, позднее — своды таких высказываний. В форме сутры излагались различные отрасли знания, почти все религиозно-философские учения Древней Индии.

Сушумна — центральный психический нервный ток, проходящий по позвоночному столбу.

Сушумнадвара (санскр.) — врата сушумны (см.) у основания копчика, в месте нахождения муладхара-чакры.


— Т —


Тамас (санскр.) — одна из трех гун, низшее из трех качеств природы (пракрити). Проявляется в инертности, косности, тупости, пассивности, неведении, тяжести.

Танматра — чистая сущность всех первоэлементов, тончайшая субстанция, наделенная потенциальной способностью к развитию. Насчитывается пять танматр: звук, осязание, цвет, вкус, запах; они соответственно соотносятся с пятью первоэлементами: пространство, воздух, огонь, вода, земля.

Тапас (санскр. — жар, огонь) — очистительные духовные дисциплины, строгий аскетизм (вплоть до умерщвления плоти), трансформирующий психику; подвижничество, покаяние и жертвоприношение. На более глубоком уровне тапас — это интенсивное внутреннее разжигание «огня» кундалини.

Таполока (санскр. — мир тапаса, т. е. огня) — второй сверху из семи высших миров, сфера аджна-чакры, план аскетизма. В мифологии индуизма — царство дэв огня, называемых вайраджами, «мир семи мудрецов», «царство искупления».

Таттвы (санскр. — то) — фундаментальные космические принципы существования; тонкие элементы, соответствующие чувствам.

Теджас (санскр. — пламень, жар) — огонь, один из четырех первоэлементов, или основных стихийных состояний мира.

Тиртха (санскр.) — священные воды, место паломничества; местность, расположенная обычно у реки или на берегу моря, где совершаются ритуальные возлияния и омовения.

Трикути (санскр. — три вершины) — пространство между бровями, область тройственного видения.


— Ф —


Фальгун — месяц индийского календаря продолжительностью 30 дней, приходится на февраль-март и является последним, двенадцатым месяцем года.


— Ч —


Чакра (санскр. — колесо) — невидимый энергетический центр в теле человека.

Четана (санскр.) — душа; сознание, осознающий; мысль, ум.

Чит (санскр. — сознание, осознание) — в философии индуизма чистое осознание, трансцендентное сознание, принцип универсального, абсолютного разума.

Читта (санскр.) — главная субстанция ментального сознания, материальный ум, подсознательный разум, в котором записываются ментальные впечатления и опыт.


— Ш —


Шабда (санскр. — звук) — слышание трансцендентного Божественного звука — Слова, Аум.

Шакти (от санскр. корня шак — иметь силу, быть способным) — божественная сила становления, вселенская энергия, динамический аспект вечного бытия, один из основных видов творческой энергии, побуждающей мир к развитию.

Шанкарачарья (от санскр. шанкара — дающий благополучие, благостный и ачарья — учитель), также Ади-Шанкара (изначальный Шанкара, в отличие от титулов глав основанных им монашеских орденов) — индийский святой, великий философ индуизма (788—820), крупнейший вероучитель шиваизма и классик направления адвайта-веданты. Реорганизатор древнего монашеского ордена свами и основатель монашеских центров образования — матхов. Его главные произведения — комментарии к «Брахма-сутрам», 11 старшим упанишадам, «Бхагавадгите» (см.), а также множество религиозно-философские поэм, гимнов и др.

Шравана (санскр. — ухо, слух) — слушающий шрути, богооткровенные священные писания.

Шраддха (санскр. — вера) — вера, вероисповедание, религиозное волеизъявление; уважение, почтение, доверие; общее название ряда поминальных обрядов.

Шудры — низшее из четырех древнеиндийских сословий (каст, варн).


— Э —


Эванс-Вентц Вальтер Иллинг (1878—1965) — доктор литературы, доктор наук, магистр искусств Оксфордского колледжа Иисуса; автор книг: «Тибетская книга мертвых», «Великий йог Тибета Миларепа», «Тибетская йога и тайные доктрины», «Тибетская книга великого освобождения», «Вера в волшебство в кельтских странах» и многих других. Автор предисловия к настоящей книге.

Эволюция (от лат. evolutio — развертывание) — представление о развитии общества и природы, направленности, порядке и закономерностях такого развития. Противоположный процесс называется инволюцией.


— Ю —


Юга — в индуистской мифологии длительная эра развития человечества (сатья- или крита-юга, трета-юга, двапара-юга и кали-юга, дайва-юга).

Югасандхи (от санскр. юга — эра, эпоха и сандхи — сочленение, сустав, стык) — переходный период от одной юги к другой.

Юдхиштхира — в «Махабхарате» старший из пятерых братьев Пандавов, по «небесной» родословной — сын бога Дхармы, провозглашаемый образцом верности дхарме — универсальному надличностному религиозному долгу.


— Я —


Яджня (от санскр. ягья — жертвенный огонь, жертвоприношение) — поклонение как внутреннее, так и внешнее.

Яма (санскр.) — первая из восьми ступеней, или средств постижения йоги, закон нравственного самоконтроля, самоограничения, самообуздания.

Яма-нияма — первые две ступени раджа-йоги, составляющие фундаментальный этический кодекс индуизма и основу всякого духовного развития.


Сатсанга > Словарь
Ankara Escort Sitesi; yetişkin erkekler için escort bayan Ankara arama sitesi olarak tasarlanmıştır. Bu sitede rahatsız edici görüntüler olabilir! Eğer 21 yaşından küçük iseniz lütfen siteyi terk ediniz. İçerikleri görüntülemek tamamen sizin seçiminizdir, Ankara escort bayanları görüntüleyerek bütün sorumluluğun kendinize ait olduğunu bilmenizi isteriz.