ПОСВЯЩАЕТСЯ ВСЕМ, КТО ИЩЕТ БОГА

Комментарий к легенде о Нарциссе


27 декабря 2013 года

Ещё в детстве, когда я впервые познакомился с легендой о Нарциссе [1], нечто сокровенное в прочитанном оставило во мне непонятный след. Я не раз возвращался к этой теме, он (Нарцисс) часто вставал перед моим взором. Было непонятно, как же можно от видения своего собственного избражения, забыв всё остальное, умереть? Я спросил у родителей об их мнении по поводу этой легенды. Оказалось, что она общеизвестна и имеет устоявшуюся трактовку о том, что Нарцисс является символом самовлюблённости и эгоизма, порока настолько великого, что в конце концов он был наказан за это смертью в юношеском возрасте. Именно в связи с этой легендой родилось понятие «нарциссизм», «самовлюблённый, как Нарцисс».

В общем-то, всё понятно, но если речь идёт о пороке, то почему же цветок-то такой красивый и при этом настолько благоуханный? Да и расцветает он в самую чистую пору, ранней весной, как бы в период обновления жизни на всей земле...

Это одна из тех тем, которая «не давала мне покоя» на протяжении многих лет. При этом речь не шла о жалости или, наоборот, негодовании. Я уже стал сам иногда пользоваться термином «самовлюблённый Нарцисс», но чего-то внутри явно не хватало. Я очень хорошо знаю эти свои состояния, они весьма похожи на некий внутренний призыв без внешнего оформления словами.

Однажды, по прошествии лет двадцати, как это часто со мной бывает, Господь позволил мне постичь глубину и очарование этой легенды. Величие переданного откровения буквально потрясло меня, именно в этом заключается причина того, что я сегодня решил отвлечь ваше внимание на его изложение.

Давайте вспомним теорию двойников, которая в том или ином виде излагается в множестве как философских, так и мистических источников, и которая в упрощенном виде описывается сегодня, к примеру, М.Л. Перепелицыным в его книге «Философский камень». Суть самой теории примерно такова: человек является только тенью истинного Человека, и, будучи его тенью, а не им самим, естественно, он несёт множество «издержек».

Сейчас мне на память приходят как минимум три художественных произведения, как мне кажется, органически связанных с этой теорией. Одно из них — фильм 1971 года, который так и называется «Тень» [2], другое — второй фильм из трилогии «Три шага в бреду», поставленной по новеллам Эдгара По. Более того, я надеюсь, многим хорошо известна «История доктора Джекила и мистера Хайда».

Христианское учение напрямую указывает на необходимость нахождения и созерцания внутреннего Я. Так, например, в «Откровении» Иоанна Богослова, при обращении к Ефесской (первой) церкви, даётся недвусмысленное указание: «...Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься...» [3]. Очевиден упрёк в прозябании человеков в своём несовершенстве, буквальное указание на то, что утеряно видение Первичной Истины — Самого Бога, а также на последствия этой утраты. Более того, даётся рецепт, как и каким образом это утерянное совершенство можно обрести вновь. Вспомните высказывание Иисуса: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты, так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» [4].. Да и ещё в Греции считалось, что человек после смерти попадает в царство теней (вот вам и прямой намёк на то, где и в каком состоянии пребывает большинство людей.

Йога, как и другие религиозные учения, с неистовой силой подтверждает описанное:

«Состояние неполного растворения сознания [сампраджнята], сопровождается наблюдением, постижением, блаженством и восприятием высшего Я» [5].

Меня, вечного, лишь частица,
в мире тварей ставшая дживой (душой),
к себе чувства влечёт и манас (ум),
пребывающие в природе.

Когда джива в тело вступает
и когда его оставляет,
он уносит чувства и манас,
словно ветер — цветов ароматы

(...)

Там, где мысль, упражнением в йоге
остановленная, замирает,
там, где в Атмане (Бог) радость находит
созерцающий Атманом Атман,

ибо там познает он то счастье,
что сверх чувств, одной мысли доступно,
запредельное, стоя в котором
он от истины не уклонится, —

пребывающий там, не смутится
даже самой тяжёлою скорбью:
ведь, достигнув той цели, не мнит он
что-то высшее, лучшее встретить… [6].

Будучи тенью самого себя, человек, проявляясь в окружающем нас мире, во всём ущербен, но при этом не в состоянии этого осознать, ибо он и есть тень. Невероятное большинство не обращает на это внимания. Подобно червям, им вполне комфортно в окружении темноты и гниения. Однако, к счастью, существуют чувствительные натуры, которых с ранних лет преследует некое ностальгическое чувство потери и тревожного понимания, что всё, что их окружает, а, прежде всего, они сами, много величее, ярче и прекраснее.

Эти люди всё сильнее и сильнее концентрируются на этом ощущении, которое не оставляет их нигде и никогда, но лишь единицам из них удаётся возвысить своё сознание до величины осознания истинной их природы — Истинного Я.

С этого момента на такого человека нисходит то, что мы называем просветлением, озарением, освобождением. Он становится неспособным жить без созерцания Истины, каковой он сам и является. Везде и во всём он видит Истинного Себя. Его не интересует ничто земное. Питаясь манной откровения, он может не ощущать потребности в еде, телесные нужды ему не интересны. Открыв собственное великолепие, покрытое коростой майи, он никоим образом не ущербляет других, ибо всё абсолютно, в том числе и другие, воспринимается как Я.

Вспомните, что, если бы некоторых из величайших йогов ученики не обслуживали, буквально как младенцев, их поглощение самосозерцанием привело бы к полному истощению и гибели тела [7]. Итак, я пересказал вам всё то, что на самом деле произошло с Нарциссом. Я бесконечно благодарен Богу за то, что Он открыл мне эту истину, ибо только в таком виде, в моём понимании, она обретает полное совершенство, и в ней отсутствуют противоречия, смущавшие меня ранее.

И всё же, рассказал я вам всё это далеко не с той целью, чтобы ещё и ещё раз подчекнуть величие божественного очарования и моей любви к Нему. Нет, ибо это бесспорно. Преимущественно, я преследовал иную цель.

Цветы нарцисса (на санскрите, наргис), символизируют пробуждённую аджну (третий глаз; всевидящее око), а поэтому весьма часто в культуре Индии используются с целью достойного подношения для мурти самых различных богов. Также часто Нарцисс применяется как имя, как правило женское.

И вот мы снова приходим к тому, что величайшие, прекраснейшие, божественные истины, преломляясь в сознании земных людей, воспринимаются и передаются, как порок, как нечто вредоносное, чего должно избегать. Это и есть плоды неустанной деятельности того, что мы называем силами зла, порожденными самим человеком (тенями, прислуживающими таким же теням).

Величайшим подтверждением этой истины являются жизни Христа и многих других Божественных сущностей, характерной особенностью которых, было то, что этот мир старался как можно скорее любым способом от них избавиться.

Вы ответственны, принимая на веру то, что вами не исследовано. Это преступление, ибо с этого момента и вы тоже становитесь теми, кто, сами того не понимая, распространяет ложь. Не попадайте на сторону того тупого и невежественного большинства, кричавшего: «Распни Его! Распни Его!» [8]. Чётко и непоколебимо стойте на страже чистоты своего восприятия Истины. Верить должно Богу, либо компетентным лицам [9], каковых, к сожалению, единицы. К остальным достаточно лишь прислушиваться. Любая поступающая информация должна быть рассмотрена и истолкована с позиции чистоты и непредвзятости. То, что получено в результате, будет не плодом тупого повторения друг за другом, а тем, что достойно вашего истинного божественного величия.

Не стесняйтесь быть подобными Нарциссу!

Если вам посчастливилось встретиться с кем-то подобным Нарциссу, а таковы практически все приверженцы Бога, независимо от их конфессиональной принадлежности, возблагодарите Бога за это!

______________________________________________

1. Кун Н.А., «Легенды и мифы Древней Греции».
2. Фильм снят по мотивам одноимённой сказки Г.Х. Андерсена.
3. Откровение 2:1-7.
4. От Матфея 23.27.
5. Йогаcутра Патанджали 1.17.
6. Бхагавадгита 6.20-22.
7. Парамаханса Йогананда, «Автобиография йога», гл. 45.
8. От Марка 15:12-14, От Луки 23:13-24, От Иоанна 19:13-16.
9. Чёткое определение понятия «компетентная сущность» даёт свами Вивекананда в своём комментарии к «Йогасутре» Патанджали. См.: Вивекананда свами, «Практическая Веданта», гл. «Раджа-йога», сут. 1.7.

comments powered by HyperComments
Сатсанга > Статьи > Комментарий к легенде о Нарциссе
Ankara Escort Sitesi; yetişkin erkekler için escort bayan Ankara arama sitesi olarak tasarlanmıştır. Bu sitede rahatsız edici görüntüler olabilir! Eğer 21 yaşından küçük iseniz lütfen siteyi terk ediniz. İçerikleri görüntülemek tamamen sizin seçiminizdir, Ankara escort bayanları görüntüleyerek bütün sorumluluğun kendinize ait olduğunu bilmenizi isteriz.